Год бега

Сегодня ровно год с тех пор, как я начал бегать. 17 июля 2012 года я впервые надел кроссовки, встал на беговую дорожку и побежал. Скажу честно, это было ужасно — я смог сделать лишь 3 километра за 21 минуту, то есть с темпом 7 минут на километр. К концу пробежки я был весь мокрый от пота, и еле дышал. Но мне понравилось 🙂

Меньше чем через месяц, 12 августа, я пробежал свой первый официальный забег — Nike Run Moscow 5k «Величие в каждом». Это было просто умопомрачительное событие, организация от Nike была выше всяких похвал, да и результат меня мой поразил — 26 минут 8 секунд, с темпом 5’14’’ на километр, при том, что на тренировках я не бегал быстрее 6’33’’ вообще. Именно тогда в моём фейсбуке появилась первая запись про бег.

Кто найдёт на этой фотографии меня, тот молодец

Кто найдёт на этой фотографии меня, тот молодец

Я понял, что могу бежать быстрее, чем я бегал до этого, и на тренировках я стал увеличивать скорость уже до 10-11 км/ч. Через две недели состоялся третий забег Nike Run Moscow, на этот раз на 7 километров — и тут я впервые выбежал из 5 минут на километр, сделав 7 км за 33:12, то есть с темпом 4’45’’. При том, что у меня чертовски болели колени, и после этого забега я потом почти 2 недели не бегал.

На этой фотке меня уже опознать гораздо легче.

На этой фотке меня уже опознать гораздо легче.

Дальше было несколько новых тренировок, где я бегал дольше и быстрее (по 7 км примерно каждый раз с темпом примерно на 5’40’’). А потом — моя первая официальная десятка, Nike Run Moscow 2012. Забавно читать теперь свои впечатления о том забеге.

Для меня тогда это был рекорд по дистанции, так много (да ещё так быстро) мне не доводилось тогда бегать. За плечами у меня к тому времени было уже почти 2 месяца бега, но выйдя на дистанцию в тот день, я не был уверен, что смогу её преодолеть. Оказалось — смог, и это было так чертовски круто и весело, что именно тогда, 16 сентября, я понял — бег для меня теперь не просто способ держать своё тело в тонусе или сбросить лишний вес, а часть жизни, часть меня, причём очень значительная. И именно тогда я понял, что хочу пробежать марафон (что, кстати, и сделаю скоро, почти день в день спустя год). А полученная на том забеге футболка долгое время была моей любимой. 🙂

Через неделю после найковской десятки я пробежал свой первый благотворительный забег — «5275» в парке Горького, и тогда я впервые выбежал 5к из 25 минут, с темпом 4’23’’ на километр. Удивительный прогресс с 7 минут на километр до 4.5 с половиной меньше чем за 3 месяца, откуда только силы взялись.

Потом была травма (не связанная с бегом), когда я выбыл на 2 недели. Только восстановился, и тут же получил повреждение ещё одно, и опять перерыв — в результате октябрь у меня выдался практически полностью не беговым, да и ноябрь оказался таким же. Из-за смены работы и переезда времени на бег совсем не стало, в итоге за два этих месяца я пробежал всего 5 раз. Зато вот декабрь удался на славу, я стал использовать Nike+ Running на новом телефоне и стабильно бегать по 3 раза в неделю. И даже небольшая травма в середине месяца никак не помешала мне. Бегал я тогда примерно в одном и том же темпе (в районе 5 минут на километр) на разные дистанции, которые всегда были меньше десятки.

А потом наступил январь, и самый сложный период за этот беговой год — у меня воспалилась надкостница на левой ноге, и бегать стало просто невозможно. Это было ужасно — хотеть бегать, и не иметь такой возможности, потому что любой шаг причиняет бой... о, никому такого не пожелаю. Почти два месяца бездействия, лишь в конце февраля во время отдыха в Египте я снова смог стать на беговую дорожку. Малые дистанции, малый темп — но это было уже хоть что-то.

В этот момент я узнал про марафон «Белые ночи» в Питере, и решил — надо пробежать его. Я завёл себе план на My Asics, стал его придерживаться и стабильно бегать по 3-4 раза в неделю. В начале апреля я впервые пробежал больше десятки (13+ километров), на следующий день был Первый забег, где я выбежал 5-ку из 23 минут (с темпом 4’34’’) — и получил новую травму. Мозоли над пальцами правой ноги, с которыми я поступил неправильно, как следствие, лишился бега на неделю (пока всё заживало), после чего решил — план я нарушил, подготовка пошла к чертям, значит, от идеи пробежать марафон в Питере надо отказаться. Сейчас я понимаю, что это было ошибочное решение — план подготовки не доктрина и не священное писание, которое нельзя нарушать, а неделя или две отсутствия бега никак практически не сказываются на результатах и возможности пробежать нужную дистанцию. Но это я понимаю сейчас...

18 апреля я впервые сошёл с беговой дорожки и пошёл бежать в парк. Было ещё холодно, в Тимирязевском парке лежал плотный снег, бегать было тяжело, неудобно и скорость была не ахти — но это было настолько круто, ощущения от забега среди огромных деревьев настолько захватили меня, что скоро, сравнив пробежки в парке с пробежками на дорожке, я принял для себя решение. Больше никакого бега на беговой дорожке, только улица и парки (даже зимой), только хардкор!

А потом было 20 апреля, первый парковый забег — и я так проникся этой идей, что через несколько дней внезапно обнаружил себя в числе их организаторов. 🙂 И сейчас для меня это уже как вторая работа, столько времени и сил уходить на это. Скоро, уже скоро мы официально станем частью движения parkrun, и в России наконец-то появятся свои настоящие парковые забеги.

Что ещё можно сказать? В принципе, всё остальное описано в моём блоге: и про свой первый полумарафон, и про забег на 15 км «Путяевский лабиринт», и про музыкальный забег в Сокольниках, и про Adidas Energy Run, и про Ночной забег по Садовому кольцу, и про многое-многое другое.

Что в итоге? За год я совершил 105 учтённых пробежек, пробежал 740+ километров, сделал свой первый полумарафон, множество соревновательных «десяток» и «пятёрок», два благотворительных пробега. Могло бы быть и больше, если бы не травмы (но я же умнее всех, никого не слушаю, поэтому не удивительно, что не могу их избежать). Съездил в Питер на «Белые ночи» (пусть и не на марафон), побегал в Киеве во время командировки, полюбив после него идею всюду брать с собой кроссовки и бегать в любом городе, где я окажусь.

Я встретился и познакомился со многими десятками прекрасных людей: умных, веселых, общительных, добрых и отзывчивых; разносторонне одаренных и талантливых в разных областях. Многие из них стали мне настоящими друзьями.

Что дальше? Это не секрет — меньше чем через 2 месяца я побегу свой первый марафон. 15 сентября в Москве. Я не знаю, готов ли я к нему физически, и смогут ли мои ноги выдержать такую дистанцию — но ментально я к нему готов. А, как говорил Генри Форд: “Whether you think you can or whether you think you can’t, you’re right”. Я уверен, что “I can”. Прав ли я? Hell, yeah!

И московский марафон — лишь первый шаг на том пути, который я себе наметил на ближайшие несколько лет. В конце него — Бостон. Я не знаю, сколько мне времени потребуется, чтобы достичь необходимого результата для квалификации, но я надеюсь, что рано или поздно я это сделаю. 3 часа 5 минут, то есть меньше 4’24’’ в течение 42 километров — это очень и очень быстро для меня на данный момент. Но... год назад я начинал с темпом 7’00’’ на 3 км, а сейчас могу пробежать 15 км с темпом 4’41’’ — так что, я верю, эта цель не так уж и далека от меня. Год, два, три? Посмотрим.

Что я ещё хотел бы сказать? Бег для меня — часть жизни. Это и есть для меня жизнь. Бег помогает мне чувствовать себя по-настоящему живым (makes me feel alive — я часто встречаю эту мысль у других бегунов). Да, это бывает чертовски утомительно, и даже больно — мышцы стонут, грудная клетка разрывается от недостатка кислорода, в боку колет. Это стоит денег (кроссовки, часы, экипировка, затраты на участие в забегах, поездки в другие города). Это жрёт огромную прорву времени, самого ценного, что есть у человека. Это лишает меня сна (вставать в 6 утра каждую субботу, чтобы успеть на паркран — да кто только это придумал?).

Но... в то же самое время бег каждый раз даёт мне почувствовать, насколько же наша жизнь прекрасна и удивительна, и какой это великий дар. Я забываю о своих страхах, неудачах, потерях. Бег приводит мои мысли и чувства в порядок. Бег дарит мне ощущение свободы, счастья, ни с чем несравнимой радости. Каждый раз, завершая пробежку, я чувствую себя так же, как, наверное, чувствовал себя Колумб, когда его «Санта-Мария» впервые бросила якорь у Сан-Сальвадора. Или когда Амундсен водрузил флаг на Южном полюсе. Или когда Армстронг сделал первый шаг по Луне. Я чувствую, что раздвигаю пределы невозможного, покоряю неизведанное, бросаю вызов судьбе. Я чувствую саму суть жизни.

Как я собираюсь отпраздновать этот год? Ну, ответ очевиден. Сейчас я надену новую, еще ни разу не ношенную пару кроссовок Nike Lunarglide+ 4, и выйду на пробежку. Надеюсь, моя травма не помешает мне пробежать столько, сколько я хочу. А даже если и помешает, что с того? Впереди у меня ещё вся жизнь, наполненная бегом. Многие-многие годы, множество марафонов и других забегов, и даже временное отстранение от всего этого никак не мешает мне радоваться тому простому факту, что я бегун. Уже год как, и до конца своих дней.

Запись опубликована в рубрике Бег с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.